Взаимоотношения детей-футболистов и их родителей являются важной составляющей в процессе подготовки спортсмена. Ругать ли ребенка за неудачи на футбольном поле или промолчать? Указывать на ошибки или искать позитив в действиях на поле? Как помочь сыну, чтобы он играл еще лучше? Такие вопросы одолевают практически каждого родителя. Советы психолога ФШМ Дарьи Мельхер помогут выбрать правильную линию поведения.

Советы психолога ФШМ Дарьи Мельхер Тут есть несколько моментов. Бывает, что родители много требуют и «накачивают» ребенка своими требованиями : требуют хорошей игры, недопущения ошибок и т. д. И такая «накачка» может сформировать у ребенка страх совершить ошибку, негативное отношение к ошибкам. И тогда на тренировке или на игре, если футболист увидит родителя, он все время будет думать, как бы ему не «накосячить», чтобы дома не было разбора полетов. Такое, к сожалению, бывает. Такие мысли не дают полностью раскрываться потенциалу спортсмена, зажимают его психологически, а соответственно и физически. Это тот момент, когда нужно стараться свести к минимуму родительский «разбор полетов». Родитель должен быть другом, он должен поддержать в сложной ситуации. Нужно понимать, что каждую ошибку со спортсменом разбирают тренеры, да и сам спортсмен знает, где он и что сделал не так. Родителям нужно поддержать, побыть в роли друга. Семья это самая важная поддержка для спортсмена.


Еще очень важный момент: родители не должны подрывать авторитет тренера. Бывает, что дома, на кухне, в присутствии спортсмена говорят что-то про тренера обсуждают его как специалиста , критикуют специфику работы, а ребенок это слушает и впитывает мнение родителей. Приходя на тренировку, ребенок уже по-другому смотрит на наставника, и начинает психологически закрываться. Не выполняет все, что от него требуется, неосознанно отторгает наставления тренера, в результате снижается качество и результативность игрока. Это замечает тренер, и может воспринимать это как недобросовестное отношение. Соответственно, реагирует и принимает определенные меры, может перевести из основы в запас, например. Естественно, родители будут недовольны. Получается замкнутый круг. Так что родителям нужно быть осторожными. Тренер – это авторитет.


Есть еще одна проблема, когда родители формируют эго-ориентацию у спортсмена. Это тот, момент, когда мотивируют ребенка на развитие, но не по отношению к себе, а по отношению к ребятам из команды. Например, говорят спортсмену, что он должен бежать быстрее, чем Коля, играть точнее, чем Ваня, быть лучше, чем кто-то. Однако более эффективным является ориентация на задачу. Это значит, что спортсмен должен стремиться сегодня быть лучше, чем вчера.


Если мы говорим о конкретном совете, то здесь могу сказать, что во всем и в воспитании ребенка важно найти баланс: проявлять настойчивость по отношению к ребенку, но не подавлять его волю, уметь быть сильным и строгим, но не быть жестоким, уметь контролировать, но при этом доверять, закаливать характер, но не обидеть и не унизить. Отмечу, что такой подход очень актуален в подростковом возрасте.